Площадь Синьории во Флоренции (часть 2). Галерея Уффици.

Всем привет! Сегодня мы с вами продолжим нашу прогулку по площади Синьории во Флоренции и зайдем в галерею Уффици.

Первую часть рассказа можно посмотреть тут

https://italythebest.ru/ploshhad-sinorii-vo-florencii-chast-1/

С площади Синьории можно войти в галерею Уффици: сам Бог велел, ибо вот она, тут рядом. Описанию этой, одной из лучших не только в Италии, а в целом мире, галереи, можно посвятить отдельную книгу. Но в этом нет нужды, потому что о ней давно написаны сотни и сотни работ самых лучших искусствоведов.

здание галлереи уффици
здание Галереи Уффици
Франческо I, в отличие от своего папы Козимо, не очень любил заниматься государством, зато был страстным коллекционером. Он использовал шедевр Вазари вместе с уникальным коридором, соединившим Старое Палаццо (типично московский вариант оставления «старой» квартиры детям) с Палаццо Питти (новый «домик» родителей Козимо I с его женой Элеонорой Толедской), для организации первого в мире музея (1580 г).
Палаццо Питти во Флоренции
Палаццо Питти
За семь лет, остававшихся ему до трагического отравления вместе со второй женой красавицей Бьянкой Каппелло, он успел создать мировой прецедент. Все остальные музеи — Лувр, Эрмитаж, Прадо и так далее, были или позже, или намного позже. И именно здесь можно увидеть всех наших старых знакомых: «Весну» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, оставившего, по сути дела, на этих шедеврах портрет знаменитой возлюбленной Джулиано Медичи — Симонетты Веспуччи — женщины, которую любила и которой восхищалась вся Флоренция. (Хорошо, что она умерла молодой, не успев стать сварливой, нелюбимой и некрасивой. А вскоре, во время за говора Пацци, и самого Джулиано убили: вероятно, чтобы не разлучать их надолго…).
Сандро Боттичелли "рождение Венеры"
Сандро Боттичелли «рождение Венеры»
Конечно, здесь есть родоначальник всей итальянской живописи Джотто, и одна из самых первых картин Леонардо («Благовещение»), и, конечно, Поллайоло, страстью которого было изображать движение, мифологию и обнаженную натуру… А лучше всего все вместе… Обаятельный в своей борьбе с соблазном женского очарования Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1484)
Очень интересный Гирландайо, Мантенья и божественный, неоцененный при жизни «провинциал» Корреджо. К этой великолепной веренице итальянцев прибавьте немцев Кранаха, Дюрера, Гольбейна и очень редкого в галереях художника Альбрехта Альтдорфера.
Благовещение (Леонардо да Винчи)
Благовещение (Леонардо да Винчи)
Я уже не говорю о таком шедевре, как тициановская «Венера Урбинская» (только ради одной этой картины, поражающей своей нежностью, одухотворенностью и высоким эротизмом одновременно, можно приехать во Флоренцию). Кстати, написана картина была по заказу герцога Урбинского, чтобы развить в определенную сторону мысли и вкус слишком молоденькой и неопытной его супруги. Результат превзошел ожидания и стоимость картины.
Битва при Сан Романо (Паоло Уччелло)
Битва при Сан Романо (Паоло Уччелло)
В Уффици нет случайных картин: прекрасен целый зал Веронезе, с его знаменитыми золотоволосыми венецианками во всех сюжетах (даже если действие происходит в Иерусалиме), и всего одна картина страстного поклонника перспективы Паоло Учелло (при взгляде на основной его шедевр «Битва при Сан Романо» сразу вспоминается Лермонтов: «…смешались в кучу кони, люди…»). Полотна Пармиджанино, Тинторетто (Леда и лебедь, от союза которых родились почему-то «братья-коневоды», причем из яйца… Конечно, грекам было виднее…). Портрет сестер д’Эсте, одна из которых, Габриэлле, стала возлюбленной Генриха IV (как видно из картины, вкус у короля был неплохой…).
И, как во всех галереях, плодовитый Каналетто с тем самым «Парадным портретом Венеции», который через несколько столетий стал ее визитной карточкой…
Как всегда, огромный по размерам Питер Рубенс с неизменной улыбчивой и румяной Изабеллой Брант, рядом любитель парадных конных портретов Веласкес (но без своих традиционно-любимых испанцами карликов). Три Караваджо, включая знаменитый щит с ликом медузы Горгоны, на котором змеи настолько реалистичны, что похожи на цветные цифровые фотографии и кажется, что вот-вот зашевелятся… Непонятно только, почему замечательный живописец, начавший новое направление в живописи своего времени, оказался на выселках, вдали от остальных корифеев, в узком и проходном зале, ведущем из галереи на выход… Ну да не в этом суть: главное, он есть.
Медуза (1592 -1600) на персидском турнирном щите. Караваджо. (Подарок Фердинандо Медичи).
Для пущей славы галереи (хотя, и без того уже достаточно) назовем Франциско Гойю, Рембрандта, болонца Гвидо Рени. Ну а чтобы уж сразить наповал, великолепное «блюдо» со святым семейством Микеланджело, называемое «Тондо Дони» (кстати, заказчику оно не понравилось, оплачено не было и потому неоднократно меняло хозяев. Сейчас, на том свете, он, несомненно, кусает локти). Буквально в следующем зале два Рафаэля, включая ставший хрестоматийным портрет папы Льва X.

К этому можно добавить 
удивительный «Зал Трибуна» с потолком из натуральных перламутровых раковин (нечто похожее было позаимствовано дворцом Виттельсбахов в Мюнхене, но сгорело в последней войне), и работами последнего придворного портретиста Медичи Бронзино. А чего стоит только один парный портрет герцогов Урбинских работы Пьеро делла Франческо: чеканный профиль, красный камзол, сломанный на поединке нос…
О прекрасной древнеримской и эллинской скульптуре нельзя говорить вскользь, упомянем только Венеру Медичи, спящего гермафродита, вызвавшего в свое время сенсацию европейского художественного мира, скульптуру борцов, поразивших молодого Буонарроти, и, конечно, смешного (точнее, «свирепого», по мнению скульптора) кабана, прозванного в народе ласково «поросенком». Бронзовая копия этого «веселого хрюши» стоит сегодня в центре туристского потока, у Нового рынка, и пользуется всеобщим вниманием и любовью… А вложение «хрюше» в рот монетки — обязательный ритуал, вроде как у римского фонтана Треви… Большего сказать о скульптурах и вообще о галерее не могу: увлекусь, а жанр не позволяет. Все! Смотреть надо…
Кстати, перед уходом из галереи не поленитесь выйти на террасу за стенами маленького музейного кафе. Это- крыша Лоджии Ланци, откуда Медичи наблюдали карнавалы и разные народные собрания, происходившие внизу на площади Синьории, перед Палаццо Веккьо. И видно отлично, и безопасно… А для прохлады на террасе был устроен сад… Ну и, конечно, напитки, в отличие от сегодняшнего кофе, которого тогдашняя Европа еще не знала, подавали гостям разнообразные и бесплатно. Хотя и отравить невзначай могли… Зато из чьих рук… Будет, о чем вспоминать в реанимации. Если успеют довезти, конечно: ведь именно в этой самой Уффици у Медичей и была устроена тайная лаборатория по приготовлению самых «изысканных» ядов последнего слова тогдашней фармакологии. Аптекари денег зря не получали… А яды даже на экспорт поставляли, например, французскому двору или в Рим, в палаццо Борджиа или делла Ровере…